МКОУ Пуштулимская СОШ
с.Пуштулим Ельцовский район Алтайский край
  • Наставничество

    Наставничество — это «персональная огранка» талантов человека, помощь в максимальном раскрытии потенциала и профессионализма. 

    Наставник — человек с большим опытом — помогает менее опытному коллеге достичь сложных целей в работе. Например, в школе поможет молодому педагогу разобраться в новой методике преподавания или подготовиться к профессиональному конкурсу, а ребенку — влиться в коллектив или научиться решать уравнения. 

    Наставник помогает преодолеть причины, из-за которых возникли сложности. Например, если ребенок не умеет делать домашние задания, наставник не выполняет работу вместе с ним, а учит справляться с ней самостоятельно. Для этого он помогает ученику осваивать принципы планирования, самоорганизации, поиска источников информации, учит определять свои сильные и слабые стороны. 

    В работе наставник должен соблюдать следующие принципы:

    *Добровольность.
    Деятельность наставника и наставляемого должна быть добровольной — работа по принуждению не будет эффективной. 

    *Целенаправленность.
    В начале работы наставляемый определяет конкретные задачи, которые он хотел бы решить, и проговаривает их с наставником. У каждой пары есть конкретная цель: научиться писать сочинения, победить в конкурсе, реализовать творческий проект. 

    *Оснащенность инструментами.
    Перед началом работы наставник проходит обучение, знакомится с основными инструментами, методиками наставничества. 

    *Рефлексивность.
    На протяжении всей работы пара оценивает эффективность своего взаимодействия. Существует правило двух встреч: после них пара общается с организатором и обсуждает, готовы ли ее партнеры работать дальше, в правильном ли направлении движутся. 

    Наставничество «учитель — учитель»

    Чем полезно

    В школе более опытный учитель может стать наставником новичка, чтобы помочь ему с профессиональными и жизненными задачами. 

    1. Профессиональные задачи
      Например, смена деятельности, адаптация к новой школе или классу, смена методики преподавания.
    2. Жизненные задачи
      Например, отсутствие поддержки со стороны близких, финансовые трудности, личностные кризисы.

    Как работает наставник

    Основной инструмент — личные встречи и беседы с наставляемым. В разговоре люди готовы услышать друг друга, вникнуть в мысли и эмоции партнера.

    Наставник и наставляемый не только беседуют: они могут составлять ментальные карты, таблицы, коллажи, которые помогают уточнить и конкретизировать проблему. Дневник или заметки помогают отслеживать личный прогресс. Также наставник и наставляемый могут посещать мастер-классы, фестивали, стажировки и конкурсы. 

    Наставник может использовать коучинговый, психологический и тьюторский инструментарий в том объеме, в котором ему позволяет квалификация. Однако он должен понимать, что наставничество не может решить все проблемы — иногда человеку нужна помощь специалиста, и наставник должен уметь отследить это. 

    Как организовать

    Чаще всего школа назначает координатора наставнического проекта — это либо внешний специалист, либо представитель администрации школы, психолог, учитель, член попечительского совета, заинтересованный родитель. 

    Координатор создает организационную группу, которая наблюдает за коллективом, проводит интервью и фокус-группы, чтобы определять круг проблем, с которыми сталкиваются сотрудники. Нужно быть готовым к тому, что запросы будут выходить за рамки профессиональных задач, и следует заранее определить, с чем именно школа помогает учителям. 

    Организационная группа определяет, каким учителям нужна помощь, и устраивает подбор пар «наставник — наставляемый». Наставники до этого проходят специальное обучение. 

    Как стать наставником

    Чтобы стать наставником, нужно осознать весь свой профессиональный и личный опыт, а также пройти специальное обучение. 

    Например, в рамках лидерского проекта Агентства стратегических инициатив «Региональные акселерационные школы наставничества» на базе любой организации можно создать дискуссионную площадку и собрать всех заинтересованных. В рамках вводного интенсива, который длится один-два дня, специалисты расскажут, что такое наставничество, проведут мастер-классы, а действующие наставники поделятся опытом. 

    Создатели программы выступают за самостоятельность участников. Их цель — создать поддерживающую среду без тотального контроля. К тому же это бесплатный проект, методику которого можно найти в открытом доступе  и внедрять ее в своем регионе. 

    Главный совет для будущих наставников — изучать существующие программы, размышлять и применять новые знания на практике. 

    Наставничество «ученик — ученик»

    Чем полезно

    Наставниками могут быть не только учителя, но и дети начиная с семи-восьми лет. Они могут помогать друг другу и вместе решать следующие задачи: 

    1. Образовательные
      Наставник помогает преодолеть проблемы с учебой или, наоборот, одаренному ребенку — проявить себя и реализовать свои сильные стороны. Например, объясняет, как решать уравнения, или готовит к участию в школьной олимпиаде. 
    1. Социальные
      Наставник помогает справиться с адаптацией внутри коллектива новичкам, детям с девиантным поведением, с ограниченными возможностями здоровья. Например, знакомит ребенка с другими учениками, организует игры на сплочение, помогает выстроить отношения со сверстниками.
    1. Индивидуальные
      Наставник помогает решить жизненные проблемы ребенка, реализовывать его амбиции, желания, цели. Например, если подопечный мечтает о велосипеде, наставник рассказывает ему об основах финансовой грамотности: как накопить нужную сумму и как грамотно обращаться с деньгами. 

    Как работает наставник

    Перед началом работы дети участвуют в обучающих коллективных встречах. Обычно на них присутствует сразу несколько пар, которые беседуют между собой. Такие встречи могут длиться на протяжении всего учебного года, но если дети в паре почувствуют, что готовы продолжать общение наедине, то им предоставляется такая возможность. 

    В индивидуальной работе наставник использует типовые инструменты: беседа, рефлексия и посещение мероприятий. 

    С наставниками-детьми всегда работает организатор-взрослый. Ребята знают, что могут рассчитывать на его помощь или совет. 

    Как организовать

    Перед запуском программы наставничества организаторы определяют возраст участников и круг задач, которые необходимо решить. Встречи могут проходить либо в контексте внеурочной деятельности, либо в рамках дополнительного образования. 

    Для этой формы наставничества нужно получить согласие родителей. Если один из участников программы не является учеником школы, требуется заключить четырехсторонний договор между наставником, наставляемым, родителем и школой. В этом документе прописываются обязанности сторон, время, место и периодичность встреч. Если же наставник — ученик школы, то эти же вопросы решаются с помощью внутренних локальных актов. 

    Наставников нужно обучать. Например, можно использовать материалы международной программы «Пять миллионов коучей и наставников школьного возраста». Эти упражнения помогают ребенку научиться задавать открытые вопросы, дают им возможность поставить себя на место другого. 

    Персонализированная программа наставничества для молодого учителя английского языка Краснолобовой А.А.

    Приказ МКОУ Пуштулимская СОШ "О наставничестве" от 18.09.2024 №189-Р

    Приказ МКОУ Пуштулимская СОШ "Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников" №123/2-Р от 28.08.2023 (Положение, дорожная карта)

    Приказ Комитета Администрации Ельцовского района по образованию №103-Р от 15.06.2024 "Об утверждении  Положения о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную  деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в Ельцовском районе.

     РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 декабря 2019 года N Р-145"Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie